Хирургическая операция турбизнеса
Наступил период межвременья: с 1 января 2007 года отменены лицензии на туристическую деятельность, а механизм финансовых гарантий начнет работать только с 1 июля 2007 года. Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» принят Государственной Думой, одобрен в Совете Федераций и ожидает резолюции Президента. Никаких изменений и неожиданностей уже не предвидится. Новый закон нужен, т.к. старому варианту недавно исполнилось уже 10 лет. Криминальные истории с появляющимися и внезапно исчезающими турфирмами доказали неэффективность механизмов государственного регулирования туристической деятельности. Еще один немаловажный момент - это необходимость привести российское законодательство в соответствие с международными нормами (что особенно актуально, если в ближайшее время наша страна собирается вступать в ВТО). По-видимому, сейчас уже не время обсуждать, был ли новый закон основательно доработан или так и остался «юридической халтурой», как в свое время отозвался о нем Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. Туроператоры и турагенты ждут пояснений, комментариев, подзаконных актов, беспокоятся за свою судьбу и продумывают стратегию работы в новых условиях. 26 января 2007 года в зале коллегий Федерального агентства по туризму (Ростуризм) состоялся круглый стол при участии представителей Ростуризма, страховых компаний, руководителей туристических организаций. Инициатором мероприятия выступила общественная организация Некоммерческого партнерства «Объединение международной интеграции в туризме "Мир без границ". На встрече представители власти разъясняли текст закона и комментировали ситуацию с его принятием. Советник аппарата Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Госдумы РФ Евгений Писаревский назвал мифами то, что изменения не поддерживаются регионами, закон не защитит прав потребителей, создаст излишние административные барьеры и приведет к уничтожению малого бизнеса, что в нем не четко определены страховые случаи и в результате разовьется «потребительский экстремизм». Как объяснил Евгений Писаревский, обсуждение закона велось с 2000 года, причем в нем активно участвовали представители турбизнеса. Во время работы Госдумы над законопроектом поступило около 320 поправок, порядка 80 из них были учтены. Советник аппарата Госдумы назвал этот закон «хирургической операцией турбизнеса», которая посвящена не введению финансовых гарантий, а изменению ставшей неэффективной системы государственного влияния. Разработчики закона, по его словам, пытались изменить положение, не сломав сложившуюся систему взаимоотношений туроператоров с турагентствами. Вопрос о работе турагентств в условиях отмены лицензий, пожалуй, более всего на сегодняшний день волнует участников туристического рынка. Заместитель руководителя Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Надежда Назина четко определила за что должен нести ответственность турагент: за предоставление туристу полной и достоверной информации, за правильность заключения договора и правильность расчета с потребителем. Безусловно, туроператор, отвечающий за все прочее, захочет работать только с проверенными партнерами, и это приведет к формированию вокруг него пула турагентств. Оба докладчика сошлись во мнении, что у туроператоров будут более жесткие требования к турагентствам (например, могут попросить после рекламного тура сдать определенный экзамен, чтобы убедится, что акция была проведена не зря и агентство сможет донести нужную информацию до потребителя). Представители турбизнеса высказывали опасения, что принятие закона приведет к увеличению числа «профессиональных потребителей», которые будут регулярно предъявлять необоснованные претензии по качеству услуг и взыскивать с туроператоров компенсации. По словам Надежды Назиной, этого можно будет избежать, так как планируется сотрудничество Ростуризма с банкирами и страховыми компаниями. По-видимому, помимо «белого» списка турфирм Федеральное агентство по туризму, банки и страховщики объединенными усилиями создадут «черный» список потребителей. До сих пор далеко не все участники страхового рынка имеют представление, какой тип договоров они должны использовать при работе с туроператорами. Евгений Писаревский разъяснил: согласно закону, основаниями для осуществления выплат по договору страхования является «существенное нарушение туроператором договора о реализации туристического продукта»: "неисполнение обязательств по оказанию туристу услуг по перевозке и размещению", "существенный недостаток туристского продукта", "существенное нарушение требований к качеству и безопасности туристского продукта", определения которых содержатся в Гражданском кодексе и в Законе "О защите прав потребителей". Он также сообщил, что Всероссийский союз страховщиков готовит правила страхования ответственности туроператора, на которые можно будет ориентироваться. С 1 июля 2007 года, когда вступит в силу механизм финансовых гарантий, единый реестр туроператоров будет размещен на сайте Федерального агентства по туризму. Там же будет опубликована памятка потребителю, в которой, помимо прочего, Ростуризм порекомендует гражданам приобретать путевки у туристических компаний из списка. Таким образом, фирмы, стремящиеся обойти закон путем регистрации нескольких юридических лиц и членения турпродукта, попросту останутся без клиентов. Надежда Назина заверила: как только новый закон будет подписан Президентом, Ростуризм проведет встречи и семинары с представителями туристического бизнеса, страховыми компаниями и банковскими учреждениями. Ростуризму, действительно, предстоит большая разъяснительная работа с участниками рынка. Не стоит забывать и о туристах, ради которых и принимается данный законопроект. Потребитель должен четко знать, что именно делать при возникновении конфликтной ситуации, куда обращаться, на кого подавать судебный иск. Вызывает опасения приближающееся начало летнего сезона. Наши не особо обеспеченные граждане не менее состоятельных господ желают провести отпуск на заграничных курортах. Они, как водится, вполне способны понадеяться на авось и, вопреки рекомендациям Ростуризма, предпочесть «расчлененный» вариант путевки (когда бывший туроператор, не желающий получать финансовую гарантию, образует несколько юридических лиц и от их имени будет продавать туристический продукт по частям), если цены покажутся им более привлекательными. При этом, как и ранее, подобная фирма может исчезнуть или обанкротиться, и мечтающий о райских островах отпускник не получит ничего. Поэтому работы в ближайшее время хватит всем: туроператоры и турагентства будут строить отношения заново, журналисты - с упоением писать о воспользовавшихся безвременьем мошенниках и «брошенных» ими туристах, а юристы - учиться защищать права путешественников от недобросовестных фирм и туроператоров от предприимчивых потребителей.
Страница сгенерирована 26.12.2024 20:21
|