Авиакассы умрут в 2008 году
Благодаря «ультиматуму» Международной Ассоциации гражданской авиации (IATA) это вполне реально. С 1 января 2008 года весь мир переходит полностью на электронную систему регистрации и продажи билетов и отказывается от бумажных носителей. Те, кто не согласен, могут приступить к освоению маршрутов «Бобруйск - Караганда». Конечно же, электронный билет удобнее его бумажного аналога. Сам процесс покупки значительно проще: зашел на сайт, выбрал нужные даты, оплатил с карточки и распечатал на собственном принтере посадочный талон. Вот и вся процедура. Ехать никуда не надо, нет зависимости от времени работы касс. Опять же, электронный билет физически невозможно потерять и его нельзя украсть. Еще один приятный момент: многие авиакомпании при покупке электронного билета предлагают скидку от 5%. В настоящее время в мире около 30% продаваемых билетов - электронные. В США эта цифра вообще превышает 70%. Но наша страна явно не успевает за общими объемами. Похожую на электронный билет услугу предлагают альянс AirUnion, Уральские Авиалинии, Трансаэро, Сибирь и Аэрофлот. Однако это не e-ticket в чистом виде: можно купить билет на сайте перевозчика, но за его бумажным воплощением все равно придется ехать в авиакассу или забирать билет в аэропорту. В любом случае, количество проданных таким образом билетов в нашей стране не превышает 1%. Тому есть простые обоснования – Интернет до сих пор не является общедоступным, да и банковские карточки имеют всего 10% населения (в Москве – около 30%). Учитывая исконное недоверие наших сограждан к оплате услуг через Интернет, можно прийти к выводу, что даже 1% купленных таким образом билетов - это очень много. Если банки до сих пор не смогли убедить всех и каждого в том, что карточка - это удобно, то какие же аргументы придется приводить авиакомпаниям, чтобы заставить потребителя покупать билеты через Интернет? Особенности менталитета – это одна сторона, но есть еще и другая. По законодательству РФ, документ должен быть обязательно бумажным и, кроме того, должен быть заверен соответствующим образом. E-ticket же не существует в реальном мире, единственное его материальное воплощение – распечатанный на принтере посадочный талон. Ни пограничники, ни тем более, российские бухгалтеры не примут эту бумажку в качестве законного документа. Тот же «Аэрофлот» полностью готов к E-Ticket: «Именно из-за отсутствия закона наша авиакомпания не внедряет e-ticketing, хотя технологическая готовность – полная. Безбумажные билеты мы начнем продавать буквально на следующий день после принятия юридических актов» - говорит Ирина Данненберг, начальник пресс-службы «Аэрофлота». Авиакомпании заинтересованы в электронных билетах: снижение организационных и накладных расходов сразу дает 5% чистой экономии. С другой стороны, тот же «Аэрофлот» потратил значительную сумму денег на закупку оборудования, русификацию программного обеспечения и обучение персонала. 1500 терминалов Sabre установлено в «Аэрофлоте» и еще 5500 в агентствах. Ясно, что такие капиталовложения «по карману» только крупным авиакомпаниям, да и то возникает законный вопрос: за чей счет будут покрыты издержки? Забавно, но и в этом отношении мы находимся в противоречии с остальным миром, где e-ticket в основном позиционируют малобюджетные авиакомпании. Мировая статистика гласит: переход на электронную систему продажи билетов увеличивает прибыль компании на 2%, в основном за счет увеличения прямых продаж. Кстати, не всем это выгодно – агентства по продаже билетов имеют обоснованные опасения, что электронная торговля просто убьет их бизнес. Но здесь многое зависит от организации процесса. В тех же Соединенных Штатах авиакомпании продают билеты агентствам с существенной скидкой, и уже агентство реализует билеты с собственного сайта. Опять-таки потребителю от этого прямая выгода: собранная в одном месте информация о множестве авиакомпаний позволяет выбрать наиболее удобный или дешевый (кому что важнее) вариант. Однако, во всей этой истории есть еще одна заинтересованная сторона: ЗАО «Транспортно-клиринговая палата» - реализующая единую систему взаиморасчетов на воздушном транспорте, функционирующую на основе единых бумажных бланков авиабилетов. Почти весь остальной мир, за исключением США, использует другую систему – BSP (Billing and Settlement Plan), аккредитованную в России с 22 февраля 2005 года. Негласное соглашение таково – ТКП оставило за собой внутренние рынки России, а BSP – внешние. С введением электронных билетов хрупкое равновесие грозит пошатнуться. Проще говоря, после введения унифицированных билетов условия конкуренции на рынке будут для всех одинаковыми и не факт, что ТКП сохранит прежние позиции. Итак, если отбросить особенности российского менталитета, потребителю электронный билет выгоден. Также он выгоден авиакомпаниям, правда, при условии наличия средств на начальные капиталовложения. Потенциальные проблемы возможны у билетных агентств и Транспортно-Клиринговой палаты. И над всем этим стоят наши законодатели, задача которых подготовить правовую базу. Впрочем, как раз они смотрят на проблему весьма оптимистично: «Надеюсь, что 2006 год мы закончим электронным билетом», - обнадежил Карл Руппель, директор Департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса. Начат процесс ратификации Монреальской конвенции, содержащей положения об электронном билете, рассматривается возможность поправок к Налоговому кодексу. Расклад для E-ticket неплохой. Можно надеяться, что авиакассы в нашей стране не станут основной туристической достопримечательностью для иностранцев. Артем Конопелько
Страница от 15.01.2025 13:55
|