Темный рыцарь: философский нео-комикс о Бэтмене
В Готэм-сити новый окружной прокурор - Харви Дент. Он честен, неподкупен, прямолинеен. И он ухаживает за давней подружкой Брюса Уэйна. Брюс Уэйн устал от Бэтмена, он жаждет сложить с себя полномочия и наконец-то отбить у Дента свою девушку. Вместе с тем, Дент кажется ему тем самым честным борцом со злом, который даст возможность Бэтмену выйти на пенсию. Плюс ко всему, этот самый Дент, капитан полиции Гордон и сам Бэтмен наступили на хвост местной мафии. У мафии также случаются проблемы с неким безумным клоуном, который грабит мафиозные банки. Однако внезапно появившийся на тайной сходке боссов преступного мира проблемный клоун предлагает устранить проблемного Бэтмена, и мафиози соглашаются. Второй фильм Кристофера Нолана «Темный рыцарь» был самым ожидаемым блокбастером этого года по многим причинам: из-за того, что предыдущий фильм про мышчатого героя «Бэтмен: Начало» имел большой успех, из-за новой стилистики, которую режиссер привнес в умирающую историю, из-за культового статуса самого героя и, увы, из-за кончины исполнителя роли Джокера - Хита Леджера. Последнее обстоятельство ощутимо прибавило кассу фильму, что, в общем-то, очень печально. Отмечая великолепную актерскую работу Леджера, давайте поговорим о Джокере отдельно, ибо он, и только он - главный герой «Темного рыцаря». Забудьте о Бэтмене. Он, разумеется, чудесный; Кристиан Бейл - ответственный человек и талантливый актер, но «с ветррром не поспоррришь», как говорил один герой в одном русском фильме. Оценивать сейчас мастерство игры Хита Леджера и суметь избежать при этом беспрестанно повторяющихся превосходных степеней в описании - довольно сложное и рисковое занятие, поэтому опустим дифирамбы. Их было достаточно. Посмотрим лучше на то, каким был Джокер в других экранизациях «Бэтмена». Есть малоизвестный Джокер Цезаря Ромеро - герой телесериала, типичный «плохой клоун», но далеко не самый кошмарный злодей. И есть, разумеется, известнейший Джокер Джека Николсона - классика, растиражированный образ, харизматичный безумец, обаятельный гад. Улыбка Джокера так понравилась актеру, что он использует ее по сей день, и она неплохо узнается без грима. Именно с этим тяжеловесом, с этим великаном предстояло сразиться Леджеру, предложившему свою трактовку образа. И попробуй он хоть немного походить на Николсона, вторичности избежать бы не удалось. Однако то, что мы увидели в «Темном рыцаре» - нечто совершенно иное. И продиктовано оно не только попыткой поиска других дверей в этот Джокерский храм, а общим настроем ленты, замыслом талантливого режиссера, да и вообще - современным подходом к экранизации комиксов. Так что же такое Джокер Леджера? Отрицающий причинно-следственные связи своих поступков и, тем не менее, прекрасно рассчитывающий их эффект; руководствующийся принципом «а вот захотелось», но на самом деле имеющий четкую идею анархии и апокалипсиса у себя в голове. Он позиционирует себя как воплощение хаоса, как антагониста порядка, худо-бедно поддерживаемого Бэтменом. Но, присмотревшись, можно увидеть, что этот хаос существует по своим, понятным только ему законам - «делай, что хочешь, и будь что будет». Правило ничем не хуже других. Герой Леджера - это человек, вышедший за грань социального существования. Он все еще играет с социумом в некие логические игры, но сам находится вне системы. Он наблюдает за тем, что произойдет, и ждет, что кто-нибудь сможет дотянутся до него, достать; отчаянно зовет Бэтмена играть в эти игрушки, но тщетно. Окончательно инфернальным Джокера Леджера делает то, что бороться с ним действительно бесполезно. Джокер и Бэтмен существуют в непересекающихся мирах, поэтому Джокеру не заставить Человека-Летучую Мышь играть по своим правилам, а Бэтмену не заставить Человека, Который Всегда Смеется сдаться. Хотелось бы отметить талант Кристофера Нолана подбирать актеров, как на главные роли, так и на трехминутные скетчи, а после дирижировать получившимся блестящим актерским ансамблем. Приглашение в «Бэтмен: Начало» Рутгера Хауэра, или же крохотная роль Уильяма Фитчнера в «Темном рыцаре», не говоря уже о Гери Олдмане, Майкле Кейне и самом Кристиане Бейле - всякий раз! - попадание в самую точку. Проблема выходит лишь с женскими персонажами. Оба раза не сложилось. С Мэгги Джилленхаал особенно. Отличная драматическая актриса, любимица высоколобой богемы, она, тем не менее, постоянно рвется в коммерческие проекты. Видимо, именно желание усилить интеллектуальную составляющую этой экранизации заставило Нолана взять Мэгги на роль покорительницы сердец. Мэгги не справилась. Зато все остальные оказались на высоте - и не только актеры. Прекрасная операторская работа, отличные спецэффекты и музыка, пронизывающая оголенным нервом все повествование - все это несомненные достоинства «Темного рыцаря», фильма, поправшего все законы жанра экранизации комиксов. Название этой ленты впервые за всю историю франшизы не содержит собственно слова «Бэтмен». И не случайно. Вдохновленный успехом картины «Бэтмен: Начало», Нолан решил не отставать от своих коллег и вывести фильм по комиксу на некий новый уровень. Жанр, еще не сформировавшийся, но ожидаемый, почва для которого давно готова - некий нео-комикс. Нечто философское, очень серьезное, почти лишенное игровых условностей и «масок», место которых занимают по-античному значительные архетипы. Энг Ли в своем «Халке» взялся за это, а Эдвард Нортон продолжил, и «Город грехов», и недавний «Железный человек», и неожиданный «Хэнкок» уделяют больше внимания психологическим мотивациям супергероев, чем их подвигам и полетам. Однако никто из них не отрезал от себя все признаки стиля. Кроме «Темного рыцаря». И в итоге от комикса в последнем «Бэтмене» остались одни ушки. Ничто в картине не указывает на условность, всем фантастическим гаджетам Человека-Летучей Мыши выдан сертификат правдоподобности. Сам Бэтмен - это просто человек в усовершенствованной армейской экипировке, и даже Джокер - это всего лишь человек с разрезанным ртом, воплощающий в себе идею Анархии. Все - от бомбочек на гелевой присоске до рукопашных боев - настолько земное, что Джейсон Борн Бэтмену - родной брат. Даже стилистика построения кадра знакома нам по классическим боевикам, и не зря Кристофер Нолан заявляет, что цитирует «Схватку» Майкла Манна. Что ж, добро пожаловать в мир нового кино-комикса. В новую философию нашей реальности. На главную Ссылки по теме: "Сыщик" - фильм, запудривающий мозг Кино про тех, кто умрет завтра "Нефть" - история религии энергоносителей
Обновление страницы 02.04.2025 19:29
|